Welcome to Freedom sail

Испытай себя в шторм

Том Канлив поддерживает читателя, подвергшегося критике за выход в море в штормовую погоду и рассказывает о тактике плавания в таких условиях

Недавно я получил письмо от одного яхтсмена, где он говорит, что подвергся осуждению, когда вышел в море под парусом в Gale («яхтенный шторм» – ветер силой 8 баллов по шкале Бофорта) просто, чтобы испытать себя и свою 35-футовую яхту. Ветер был 20 узлов, а акватория защищенной. Он спрашивал – нахожу ли я, будучи яхтмастером и экзаменатором, его действия неправильными.
Предположим, что его яхта была в хорошем состоянии. Тогда у меня только один ответ всем консервативным критикам, осуждающим такой поступок – «Вы не правы!»
Во всех учебниках и руководствах по яхтингу есть раздел «Подготовка яхты к шторму и управление яхтой в штормовом море». Можно бесконечно дискутировать на эту тему до хрипоты, и даже больше, но пока вы сами не ощутите соленые брызги, режущие ваше лицо в 8-бальный ветер, вы не будете иметь за плечами ничего, кроме расплывчатых представлений о реальности. Критикам же тех, кто желает изучить поведение своей лодки и проверить самого себя в шторме, как наш читатель, я бы посоветовал обратить внимание на концепцию RYA для тренировочных яхт: не стоит ожидать урагана во всей его силе каждый раз, когда выходите в море.
Яхтенные инструкторы постоянно следят за движением циклонов, и если штормовая погода приходит, они тщательно готовят свои лодки и предлагают курсантам выход в море для приобретения жизненно необходимого опыта. Если вы не на курсах, а учитесь самостоятельно, то имеет смысл испытать себя в крепкий и сильный ветер, выходя в непродолжительное плавание, при условии, что ветер с берега и нет сильного приливного течения против ветра.
Такой выход позволит вам узнать, насколько яхта способна противостоять сильному ветру. Дважды проверьте оборудование – особенно двигатель, страховочные лини, непромоканцы и, конечно, шкоты и паруса. Затем выходите и смотрите, как вы справляетесь с управлением яхтой под самыми маленькими парусами. Под прикрытием берега, небольшая 32-футовая килевая яхта должна справляться с 8-бальным, и вероятно 9-бальным ветром без особых проблем. Но будет безрассудным испытывать в таких условиях 20-футовый швертбот. Поднимите трисель, если он есть у вас. Если нет, то глухо зарифьте грот и сделайте его как можно более плоским. Излишек парусины принайтуйте к гику. Поставьте наименьший штормовой стаксель, а если у вас стаксель на закрутке, оставьте совсем немного парусины, только чтобы можно было придать некоторую форму парусу. Будьте внимательны - в таких тренировках жизненно важным будет избежать хода полным курсом более получаса, затем пробуйте возвратиться обратно против ветра. У вас может не получиться это сразу. Пробуйте с полного курса постепенно приводиться, подбирая шкоты, и смотрите, насколько круто к ветру вы реально можете иметь ход под данными парусами. Это будет важнейшим и полезнейшим открытием для вас. Вы увидите, что на одном из галсов вы будете ощутимо приближаться к берегу. Поворот делайте быстро, не позволяя парусу полоскать. При смене галса стаксель должен наполниться ветром одним хлопком. Затем травите наветренный шкот, одновременно выбирая подветренный. Оба шкота должны быть постоянно в натяжении.
Далее, энергичным движением румпеля положите яхту на другой галс, не отдавая шкот стакселя с наветренного борта, и немного послабьте гика-шкот (как для курса полный бейдевинд), а румпель закрепите на подветренном борту, что заставит яхту постоянно приводиться, в то время как наветренный стаксель будет пытаться увалить ее. Яхта должна быть в равновесии от воздействия этих двух сил. Найдите баланс регулировкой шкотов. Теперь вы в дрейфе. Яхта ведет себя спокойно? Если да, то вы открыли полезный тактический прием, как получить некоторый отдых в штормовом море. Для более тяжелых яхт лежание в дрейфе в сильный шторм может быть спасительной опцией в открытом море.
Другая техника в штормовых условиях, особенно, если у вас стаксель на закрутке и работает неправильно – это полностью взять его на закрутку, запустить двигатель и выбрать грот втугую. Выбирайтесь под двигателем на ветер, но не в левентик, а так, чтобы грот работал и создавал дополнительную тягу в помощь двигателю. Вероятно, вы сможете держать 30-35 градусов к ветру. Обычно такой метод является единственно возможным в случае потери штормового стакселя или если зарифленный на закрутку стаксель теряет надлежащую форму и не работает на курсе бейдевинд. Используйте технику, применяемую рыбаками под названием «увиливание»: уваливайте на гребнях больших волн, и скользите вдоль них, пока ветер не ослабеет и позволит вам снова продвигаться вперед.
Когда вы подойдете непосредственно ко входу в гавань, уберите все паруса, развернитесь на курс фордевинд и, с двигателем на нейтрали, определите, как быстро идет яхта под одним такелажем. Затем приводитесь постепенно и исследуйте, под каким углом к ветру вы можете вести яхту с голыми мачтами, пока она еще слушается руля. После этого направляйтесь под двигателем к вашей стоянке.
Теперь, пройдя все эти этапы, вы можете убеждать экзаменатора, что ознакомились с проблемами плохой погоды серьезно. Более того, вы уже имеете некоторый опыт управления яхтой в плохую погоду и можете применить свои навыки, если неожиданный шторм застанет вас в круизе или на переходе.

Оглядывайся назад
Безусловно, яхтсмены обычно не ищут встречи со штормом и стараются избежать его, если приход плохой погоды очевиден. Но не всегда ухудшение состояния моря бывает таким очевидным. Если вы на вахте при попутном ветре, будьте особо бдительны относительно силы ветра. Даже значительное усиление попутного ветра не будет так ощущаться, как на острых курсах, ведь вымпельный ветер (который мы и ощущаем на яхте) усиливается незначительно с возрастанием скорости лодки. Яхта может не жаловаться вам до тех пор, пока уже не станет слишком поздно. Сообщите капитану, если только подозреваете, что ветер усилился.
Хорошая морская практика требует: на полном курсе несите столько парусов, сколько нужно для курса бейдевинд, если возникнет необходимость вернуться.

(От переводчика. В подобную ситуацию мы попали в 2006 году, когда на своем полутоннике «Мрия» в конце августа шли из северного Крыма в Одессу на регату «Винфорт 2006». Практически по штилю мы прошли траверз маяка Тендровский поздно вечером. Задул северо-восток и начал постепенно и неуклонно усиливаться, но попутный курс и темнота не позволили нам реально оценить его усиление. Шли под гротом и генуей. На подходе к Одессе волнение было уже значительным.
Ночной заход в яхт-клуб Черноморского пароходства в Отраде непрост даже при хорошей погоде, а при ветре с моря здесь у входа образуется опасная стоячая волна. Выйдя точно ко входу в гавань, мы ощутили эту сильную отбойную волну от стенки волнолома, а приблизившись еще ближе, вдруг увидели на входном створе огни яхты! (как выяснилось позже, она, не сумев уйти в море, с риском стояла на якоре прямо на входе в марину). «Майна Геную!» и под гротом в море! Только теперь, на бейдевинде, мы ощутили фактическую силу ветра. Дуло под 7 баллов. В темноте, не имея четких ориентиров, при начавшемся ливне, было трудно оценить наш прогресс против ветра и волн под одним гротом. Поставив штормовой стаксель и зарифив грот, мы провели остаток ночи в дрейфе в штормовом море, и лишь с рассветом осмелились войти в гавань под парусами. 6- сильный подвесник работал – на всякий случай. Штормило еще сутки и на стоянке был сильный тягун)

 

Швартовка в сильный ветер
Один из наиболее трудных маневров, который вам когда-либо придется выполнять это швартовка под двигателем в сильный ветер. Даже не пытайтесь подходить к плохо защищенному причалу, у которого в беспорядке вздымаются волны. Идите к швартовной бочке или бую.
Естественным подходом к бую на тихой воде будет подход носом против ветра. Это простейший вариант в относительно спокойных условиях погоды, но с усилением ветра становится значительно труднее держать верный курс подхода и скорость, чтобы дать реальные шансы команде на баке поймать буй, пока нос яхты не отвалило ветром.
Вместо этого, пробуйте подход по ветру! Для этого вам потребуется весьма большая мощность двигателя на заднем ходу, чтобы остановить яхту и удерживать ее кормой к сильному ветру. И если это возможно, то теперь ветер становится вашим помощником и держит лодку носом именно в том направлении, что вам необходимо. Другим преимуществом будет хорошая видимость по ветру, с брызгами и дождем вам в спину, а не в лицо.

На якоре в шторм
Будьте всегда уверены, что у вас есть дополнительный запас якорной цепи или конца готового к отдаче. Этот запас может быть разложен на палубе или аккуратно уложен в цепной ящик. В неожиданный шквал, возможно, с поворотом ветра, якорь может поползти и у вас не будет времени заниматься поисками и разбухтовкой дополнительного конца. Как только якорь пополз, и яхта начала дрейфовать, с увеличением скорости дрейфа якорь начинает «галопировать» и не имеет времени хорошо забрать. Поэтому вытравливайте дополнительный конец без задержки. Затем, как только почувствовали, что якорь начинает забирать, чуть придержите, и снова выдайте еще немного конца.
Придерживайтесь такой же техники и при отдаче якоря. Важно сразу вытравить больше конца, чтобы дать ему время лечь на дно и обеспечить горизонтальную тягу на якорь. Безусловно, цепь предпочтительней в штормовую погоду.

 

Другая серьезная причина иметь запас якорного конца возникает когда на якорной стоянке наветренная яхта, у которой сорвало якорь, начинает дрейфовать на вас. Если у вас есть возможность вытравить дополнительные 20 метров якорного конца, вы можете избежать столкновения, или смягчить его.
Очень полезно иметь маркировку на якорной цепи или конце, что всегда позволит вам знать, сколько цепи вытравлено, и какой ее запас имеется на борту. Однако, маркировка, нанесенная краской на звенья, прослужит недолго вследствие трения цепи о грунт при рысканьи яхты на якоре. Вместо этого примените разноцветные пластиковые зажимы для электропроводов. Они могут быть присоединены (или заменены) к звену цепи в течение нескольких секунд, отрезаны до необходимой длины, и не портятся на цепном барабане шпиля.

Маркировка якорной цепи пластиковыми зажимами

 

Вход в гавань
Лучшее время подхода к берегу с моря – непосредственно перед рассветом. Еще могут быть использованы огни буев и маяков и уже будет достаточно дневного света для безопасного входа в неизвестную гавань.
Будьте осторожны, если придется заходить поздно утром или при вечернем солнце. При таких условиях освещения жизненно важный навигационный знак может быть не замечен.
Старайтесь избежать входа в неизвестную гавань на закате солнца и сразу после его восхода, разве что навигационная обстановка предельно проста.

 

 

Из Yachting Monthly by Tom Cunliff Опубликовано в журнале "Фарватер"

Перевод С.Свистула